?

Log in

No account? Create an account

Wed, Aug. 30th, 2006, 12:50 pm
Есть многое на свете, друг Горацио…

Об истоках и значении слова "ЭГРЕГОР"

Давно уже – как этакая соринка в глазу – волновало меня истинное значение слова «эгрегор». То есть, хотелось узнать, откуда оно есть пошло, поскольку считаю, что употреблять слова не по назначению есть не бонтон, а вовсе наоборот, не бонтон, и вообще хотелось блистать жантильонством на почве верного словоупотребления.
Впервые загадочное это слово повстречалось мне в одном советских времен научно-фантастическом романе (неплохом, к слову сказать), примерно, года 1990, наверно – а то и раньше. Интуитивно значение, в котором слово употреблялось, я осознал, но с тех давних пор незнание подлинного его изначального значения саднило и мешало. Уж сколько раз вспоминал я о том, что надо бы, наконец, изъять сей скрупулус и жить спокойно, но, как всегда, именно в те мгновения, когда под рукой были все ресурсы Рунета, я об этом халатно забывал – и вновь терзался незнанием своим.
Но вот днесь светила встали так, что не забыл.
Надо сказать, что слово это встречалось мне в различных видах написания – и эгрегор, и э-грегор, и даже эк-грегор. Рунет поведал мне о ссылках на Авессалома Подводного и Даниила Андреева, но у сих метров российского оккультизма сведения об изначальном смысле слова как-то смело, с видом лихим и придурковатым, игнорировались, будучи заменены оговоркой, что вовсе и не важно, что именно значит это слово в первоисточнике (а именно в Торе, Ветхом Завете и апокрифических книгах), а главное как раз то, что автор трактата имеет под ним в виду. Авторы, пытаясь пояснить, что они имеют в виду, писали полнейшую ахинею и являли неспособность сколь-нибудь внятно изъяснить хотя бы то, что они сами понимают под этим термином.
Уверившись, таким образом, что Хулио Кортасар был многократно прав, говоря, что слова – это всего лишь ширмы, загораживающие черные дыры нашего незнания, я продолжил поиски. Открылась мне вся бездна оккультной ху&ни, залегающей в сети, а такожде еще более необъятная бездна невежества. Слово «эгрегор» в избытке присутствует на множестве сайтов оккультных, неоязыческих и пр., но нигде люди, его употребляющие, не в состоянии дать его определения, а об этимологии слова, ими употребляемого, и вовсе не задумываются. – Видимо, знание этимологии и смысла активно употребляемого ими слова эгрегор для них так же необязательно, как и для «Фабрики звезд» умение петь.
Впрочем, дабы не уподобляться тем, кто видит соринку в глазу ближнего, сам имея в своем глазу бревно, продолжил я поиски.
И – о, радость! – поиски мои увенчались-таки успехом. О чем и спешу поведать, ибо все изложено интересно и квалифицированно. Естественно, оказалось, что значит слово вовсе не то, что о нем обычно думают.

http://www.bloggy.ru/Blend/1713/o-znachenii-slova-«egregor».html

О значении слова «эгрегор»
Posted at 06:42 PM on 10/17/2005
Немало чернил потрачено на выяснения и объяснения этого термина. По привычке, я решил начать ab ovo и отыскать первое упоминание этого слова. В различных статьях которые попались в самом начале этимология слова трактуется от слова egrego которое на латыни означает «соединяющий вместе». Эх…Это было бы замечательной этимологией если бы лингва латина позволяла такую конструкцию. Но она, вот незадача, не позволяет.

Искал я долго. Причем все время не оставляло ощущение типа «где то я его видел» И наконец это слово в само попалось мне на глаза причем совершенно неожиданно. В Септуагинте – известном переводе Библии, Плач Иеремии 4:14.

נעו עורים בחוצות

Или

εσαλευθησαν εγρηγοροι



В иврите слову эгрегор, используемому в Септуагинте соответствует слово «Ир» или «Ивер». В иврите слова эти имеют диметрально противоположное значение. «Ур» - бдящий, впрочем легко теряет «вав» и переходит в слово «Ир» -«город, сторожевая башня». Словом, не стану вдаваться в грамматику святого языка. Скажу лишь что слово это тоже самое что в Даниэль 4:10 в значении «бодрствующий». Иначе это «наблюдающий» или «хранитель». Соответственно и в Плаче речь идет не о «иврим» (слепых) а о «урим» или «ирим», и Септуагинта тут вернее Синодального Перевода.


На этом можно было и успокоиться. Но дотошность не дает покоя синайском кодексе септуагинты это слово написано «грегорей» . И его я тоже где-то видел. Причем на этот раз я помню где. В Книге Первой книге Еноха. Глава 12.

Προ τουτων των λογων ελημεφθη Ενωχ, και ουδεις των ανθρωπων εγνω που ελημεφθη και που εστιν και εγενετο αυτω.
και τα εργα αυτου μετα των εγρηγορων, και μετα των αγιων αι ημεραι αυτου.
και εστως ημην Ενωχ ευλογων τω κυριω της μεγαλωσυνης, τω βασιλει των αινων. και ιδου οι εγρηγοροι του αγιου του μεγαλου εκαλουν με Ενωχ
ο γραμματευς της δικαιοσυνης. Πορευου και ειπε τοις εγρηγοροις του ουρανου οιτινες απολιποντες του ουρανον τον υψηλον, το αγιασμα της στασεως του αιωνος, μετα των γυναικων εμιανθησαν, και ελαβον εαυτοις γυναικας αφανισμον μεγαν κατηφανισατε την γην,
και ουκ εσται υμιν ειρηνη ουτε αφεσις. και περι ων χαιρουσιν των υιων αυτων,
τον φονον των αγαπητων αυτων οψονται, και επι τη απωλεια των υιων αυτων στεναξουσιν και δεηθησονται εις τον αιωνα, και ουκ εσται αυτοις εις ελεον και ειρηνην.

И перевод:

До того, как все это произошло, Енох был спрятан, и ни один из сынов человеческих не знал, где он был спрятан, и где он оставался, и что сталось с ним. И жизнь его была связана со Стражами, и дни его были со святыми. И я, Енох, благословлял Господа великого и Царя вечности, и вот! Стражи позвали меня – Енох, писец – и сказали мне: «Енох, ты писец праведный, пойди, объяви Стражам небесным, которые оставили высшее небо, святое вечное место, и осквернились женщинами, и поступили, как поступают сыны человеческие, и взяли себе жен: «Вы вызвали великое разрушение на земле: И не будет у вас ни покоя, ни прощения грехов: и как они радовались о своих детях, погибель своих возлюбленных (детей) увидят они, и о смерти детей своих плакать будут, и будут вечно умолять, но не добьетесь вы милости и мира».

О каких стражах идет речь? Вот они первые "падшие" эгрегоры:

Και ταυτα τα ονοματα των αρχοντων αυτων Σεμιαζα, ουτος αρχων αυτων, Αραθακ, Κιμβρα, Σαμμανη, Δονειηλ, Αρεαρως, Σεμιηλ, Ιωμειηλ, Χωχαριηλ, Εζεκιηλ, Βατριηλ, Σαθιηλ, Ατριηλ, Ταμιηλ, Βαρακιηλ, Ανανθαν, Θωνιηλ, Ραμιηλ, Ασεαλ, Ρακειηλ, Τουριηλ

Семиаза, их лидер, Аратак, Кимбра, Саммане, Донейэль, Ареарос, Семиэль, Йомиэль, Хохариэль , Езекиэль, , Батриэль, Сафиэль, Атриэль, Тамиеэь, Баракиэль, Анантан, Фониэль, Рамиэль, Асеал, Ракейэль, Туриэль


Вот что сделали эти ребята и как они стали из ангелов -стражами:

Και εγενετο οταν επληθυνθησαν οι υιοι των ανθρωπων, και εν εκεινας ταις ημεραις ταις ημεραις εγεννηθησαν θυγατερες ωραιαι και καλαι.
και εθεασαντο αυτας οι αγγελοι υιοι ουρανου και επεθυμησαν αυτας, και ειπαν προς αλληλους, Δευτε εκλεξωμεθα εαυτοις γυναικας απο των ανθρωπων, και γεννησομεν εαυτοις τεκνα.
και ειπεν Σεμιαζας προς αυτους, ος ην αρχων αυτων, Φοβουμαι μη ου θελησετε ποιησαι το πραγμα τουτο, και εσομαι εγω μονος οφειλετης αμαρτιας μεγαλης.
απεκριθησαν ουν αυτω παντες, Ομοσωμεν ορκω παντες και αναθεματισωμεν παντες αλληλους μη αποστρεψαι την γνωμην ταυτην, μεχρις ου αν τελεωμην αυτην και ποιησωμεν το πραγμα τουτο.
τοτε ομοσαν παντες ομου και ανεθεματισαν αλληλους.
ησαν δε αυτοι διακοσιοι οι καταβαντες εν ταις ημεραις Ιαρεδ εις την κορυφην του Ερμονιειμ ορους, και εκαλεσαν το ορος Ερμωμ, καθοτι ωμοσαν και ανεθεματισαν αλληλους εν αυτω.

И когда сыны человеческие умножились, случилось, что в те дни родились у них прекрасные и миловидные дочери. И ангелы, сыны небесные, увидели их и возгорелись к ним страстью, и сказали один другому: «Придите, давайте выберем себе жен из детей человеческих, и родятся у нас дети». И Семьяза, бывший их лидером, сказал им: «Боюсь, в действительности, вы не согласитесь совершить дело сие, и мне одному придется расплачиваться за этот великий грех». И все они ответили ему и сказали: «Пусть каждый даст клятву, и все обяжем себя взаимными проклятиями не оставлять этот замысел, но совершить сие дело». Затем поклялись они все и обязали сами себя взаимными проклятиями в этом. И всех их было двести; сошедшие в дни Яреда на вершину горы Ермон, и назвали они ее гора Ермон, потому что на ней поклялись они и обязали себя взаимными проклятиями.

Надо сказать, что все имена в этом тексте имеют магическое значение. Об этом мы еще поговорим.



Но оставим несколько гностическую книгу Еноха и вернемся на восток. В арабской мифологии – Ирем (Ирим) город потомков Ад (нефилим или Исполины) По преданию этот город был основан еще до рождения Адама по приказу Шаддада, повелителя Нефелим. Город этот, согласно традиции мукарибун (доисламская магическая традиция) находится в совершенно иной реальности нежели наши обычные города.
О том как макарибун используют Ирем в своей традиции -разговор особый.

Сами жители города - потомки Ада использовались как хранители заклятия. Что-то вроде леприкона или джина, связуемого с конкретным объектом для поклонения и служения. И, скорее всего, это изначальное значение слова "страж", в контексте греч "эгрегор". Может когда-нибудь дойдут руки до изложения арабской магии, в подтверждение этой концепции.

Как случилась с понятием эгрегор такая метаморфоза, как его значение стало таким как сегодня –расскажу в следующий раз

И далее.
http://www.bloggy.ru/Blend/1712/irim-ili-yugregori-(iz-midrashey).html

Ирим или Эгрегоры (из Мидрашей)
Posted at 06:42 PM on 10/17/2005
Были ангелы, которые лишились своего места на небесах. Эта история, как и многие другие, началась со страсти. После изгнания из райского сада люди предались плотским наслаждениям и, к десятому поколению уже чрезвычайно размножились. Более других отличились потомки Каина, которые жили в долинах к западу от Хермона, и предавались разврату и неге. Каждый из них имел двух жен – одну для деторождения, а другую для плотских утех. Небесам это не понравилось, и им было определено наказание: на каждого родившегося мальчика приходилось сто новорожденных девочек. Девушки вырастали дородными и глаза у них были плутоваты.

Жизнь в раю не сохранилась в короткой и ненатренированной страданиями людской памяти, земля была молода, а женщины молоды, веселы, дерзки. И эти женщины хотели любовных приключений. Они врывались в поселки и города и воровали мужчин. Благодаря силе и упорству им удалось соблазнить даже сынов Шета (Сифа) которые жили аскетичной жизнью праведников, высоко в горах. Эти праведники поддались на соблазн и вскоре вовсе забыли законы Элохима.

На небесах же не было столь чувственных и привлекательных женщин. Собственно, там вообще небыло женщин. И хотя каббалисты видели там духов в женском обличии, они, надо полагать, обладали слишком истонченной плотью. Поэтому, когда дети Божьи засматривались через щели небесного свода, душа их смущалась и страсть охватывала их.

Так случилось и с Ирим, влекомые страстью, они оставили скучные небесные залы и спустились на плодородную и бурлящую землю, охотиться за дочерями человеческими. Сначала, двести ангелов спустилось на гору Хермон. Их начальника звали Шамхазай (שמחזאי) а имена и набольших: Аркива, Румаэль, Кохавэль, Тумаэль, Румиэль, Даниэль, Адриэль, Захиэль, Баркиэль, Пнемуа, Касдиа, Армарос, Батриэль, Ананэль, Закиэль, Смэпсиэль, Сатрэль, Турэль, Йомиэль. Арзиэль, и Азаэль, называемый Азазель.

Они брали женщин замужних как и девственниц на губах которых еще молоко матери. И опьяненные страстью совокуплялись так же и с мужчинами и животными и принуждали к совокуплению животных не по роду их. И от этого родилось множество разных помесей, и аномалий, которым впоследствии суждено было погибнуть, не попав Ноев ковчег. Ирим научили женщин магии и волшебству. Между делом они совершали оргии и с демонами древности Лилит, Наама, и Агарат бат Махала. С ними Ирим могли совокупляться в своем естественном, огненном теле. Так они доставляли огромное удовольствие Лилит, в которой пылал огонь ада, и Наамае, которая жила в языках огня. Когда же они спускались к земным женщинам, должны были одевать облачение плоти ибо огонь мог сжечь все нежное, женское. И все же некое пламя сохранялось в них и пламя это и поныне сохранилось в женщинах.

И только одна дева, по имени Астаар, не соблазнилась ими и не поддалась буре страсти. Хитростью, она забрала у них крылья, на которых поднялась на небеса, где нашла убежище, у Трона Славы. Там она превратилась в знак (созвездие) Девы. И именно она освещает Трон Славы и видится она пред рассветом, как утренняя звезда.

Шамхазай раскаялся в своих делах и ныне пребывает меж землей и небесами. Не раскаялся Азаэль, и продолжает он давать женщинам снадобья украшающие, чтобы они совращали мужей с пути истинного.

Армарос научил людей магии, Адриэль дал им сознание смерти, и научил их убивать и делать орудия убийства, Пнемуа научил их изготавливать бумагу и писать, а Баркиэль, Тамаэль, Кохвиэль и Сахариэль, научили их астрономии и иным наукам. Словом Ирим научили людей неким чувственным наслаждения и извращениям, но дали и немало полезных знаний. Но Элохиму не по душе пришлось смешение видов. И Он послал ангелов своих Михаэля, Гавриэля, Рафаэля и Уриэля. И они увели Ирим в глубины недоступные. Азаэль был спрятан в темной пещере Дудаэль, вход был завален камнями и Азаэль пребывает во тьме. В день суда он будет брошен в огонь. Но и оттуда смог Азаэль научит Билама магии, и даже сам Шломо прилетал на орле поучиться у него мудрости

Wed, Aug. 30th, 2006 09:14 am (UTC)
ivga_lys

Когда я слышу эгрегор, я думаю о топоре =)

Wed, Aug. 30th, 2006 09:27 am (UTC)
a_macduff

:))) А можешь пояснить, почему именно о нем? - То есть, я могу простроить цепочку, но это будет всего лишь моя версия :)

Wed, Aug. 30th, 2006 09:34 am (UTC)
ivga_lys

Было прекрасное стихотворение, где эти два слова рифмовались, причем эгрегор,естественно, превращался в эгрегОр. По-моему, это Стругацкие отожгли где-то.

Wed, Aug. 30th, 2006 09:41 am (UTC)
a_macduff

Да, это много лучше, чем все время просящаяся мне на язык рифма "эгрегор - МакГрегор"

Thu, Aug. 31st, 2006 03:26 pm (UTC)
arrina

"...Сколько хотите?
- Позвольте спросить,
вам для чего?
- Я твержу с первой фразы -
сила, надежда, Грааль, эгрегор,
вечность, сияние, лунные фазы,
лезвие, юность... Отдайте топор."

Ну, ёлки, это ж Пелевин
;))

Fri, Sep. 1st, 2006 06:32 am (UTC)
a_macduff

Вот ведь, Семён Семёныч...
Да, давно не перечитывал классика.